Минэкономики сделало новую попытку унифицировать продажи имущества — государственного, муниципального, специальных разрешений, активов банкротов и непрофильных активов госкомпаний, пишет «Коммерсант».
Минэкономики подготовило и разослало в ведомства поправки к законам о госзакупках и закупках госкомпаний (ФЗ-44 и ФЗ-223). По ним ФЗ-44 («О контрактной системе») должен превратиться в закон «О контрактной системе и имущественных торгах», к которым отнесены как торги государственным и муниципальным имуществом, так и продажи имущества или предприятия должника в ходе банкротства. Также под новое регулирование подпадают конкурсы на право заключения концессий, торги за получение специальных государственных разрешений и заключение соглашений о ГЧП. Проект требует электронных продаж государственной недвижимости, ценных бумаг, предметов искусства, имущества банкротов, а также имущества, продаваемого по решению суда, и подробно описывает процедуры и обжалование их нарушений.
Отдельно вводится и новый порядок продаж непрофильных активов компаний с госучастием. Определять «непрофильность» активов Минэкономики предлагает по критериям, которые определит правительство, а продавать их требует только в электронном виде на торговых площадках, отобранных для госзакупок по ФЗ-44. Это очередная попытка Белого дома принудительно нарастить конкурентные торговые процедуры в госкомпаниях. Однако включение ее в текст увеличивает риск блокировки проекта лоббистами в Госдуме так же, как это произошло с правительственной реформой всей закупочной деятельности. Последняя также была оформлена пакетом поправок к ФЗ-44 и ФЗ-223 и предполагала перевод закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса (10% всех их закупок, чуть менее 3 трлн руб. в год) в электронную форму и на те же площадки для госзаказа. Эта норма в итоге и торпедировала оба правительственных законопроекта — они не были приняты, несмотря на прямое поручение президента провести их через Госдуму до конца весенней сессии.
«Это прямое вмешательство в стратегию и тактику компаний. Передача правительству права определять критерии непрофильности активов означает, что оно будет определять профиль их бизнеса, что противоречит задачам 223-ФЗ, который изначально был нацелен на отказ от регулирования бизнеса и не должен пересекаться с гражданским законодательством»,— сказал источник в одной из крупнейших госкомпаний.
Противодействие госкомпаний — не единственное, что осложняет судьбу проекта Минэкономики. Год назад министерство уже пыталось написать кодекс имущественных торгов (см. “Ъ” от 1 ноября 2016 года) — причем и та попытка была не первой: до этого были разработаны проект Минэкономики «Об открытых торгах» и конкурирующие поправки ФАС и Минкомсвязи к закону «О защите конкуренции». Однако договориться ведомствам не удалось, а компромиссный кодекс за год так и не был принят.